sokura (sokura) wrote,
sokura
sokura

Легенды Советского кино!

Оригинал взят у terranova2017 в Легенды Советского кино! Алексей Петренко



ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
«Сегодня, 26 марта, исполнилось 79 лет со дня рождения Алексея Васильевича Петренко
Алексе́й Васи́льевич Петре́нко (26 марта 1938, с. Чемер, Черниговская область, УССР, СССР
— 22 февраля 2017, Москва, Россия) — советский и российский актёр театра и кино.
Народный артист РСФСР (1988). Лауреат Государственной премии России (2000).

Алексей Петренко родился на Украине в крестьянской семье 26 марта 1938 года.
Правда, в его паспорте стоит совсем другая дата – 1 апреля 1938 года. Именно в этот день его отец, крестьянин Василий Алексеевич Петренко, наконец-то, добрался до сельсовета с новостью о рождении сына. Но в те годы строго следили, чтобы детей регистрировали своевременно, вот Василий Алексеевич со страху и соврал, что сын появился на свет только сегодня.

Алексей Петренко всегда производил впечатление человека трудового, основательного. Про таких, как он, говорят
- рукастый. Он и в самом деле многое умеет - был слесарем, матросом, пастухом, даже мебель сам не прочь смастерить.
В молодости Алексей Петренко увлекался спортом, занимался борьбой, и боксом маненько,
но руководитель драмкружка во Дворце пионеров отсоветовал, сказав, что боксерам часто носы ломают.
И от борьбы отвадил, пугая на этот раз сломанными ушами... Вот и пришлось Петренко податься в актеры.

Два раза Алексей «благополучно» проваливался на вступительных экзаменах в Киевский театральный институт.
Возвращаясь из Киева, он, чтобы не сидеть на шее у родителей, устраивался работать кузнецом. Говорят, что кузнецы
– спокойные, основательные люди. Наверное, оттуда у Петренко такой серьезный, сосредоточенный взгляд, крепкое,
мускулистое тело. Кажется, что он и сегодня легко поднимет тяжеленную кувалду… О своих бывших коллегах-кузнецах
он вспоминает с большим уважением: «Я преклоняюсь перед этими людьми, они дали мне не меньше, чем мои коллеги-актеры».

В третий раз Петренко отправился попытать счастья в Харьковский театральный институт. Перед экзаменами ему очень повезло
– он встретил театрального деятеля Трофима Карповича Ольховского. Юноша произвел на педагога большое впечатление,
и тот заявил экзаменаторам: «Що хочте робыте, а щоб цей хлопчик у меня був. Я хочу его вчыты…»

В кино Алексей Петренко начал сниматься в 1967 году. Первые роли Петренко были прелюдией к его крупным работам.
Справедливо будет заметить, что актеру удавалось превратить любой образ в нечто значительное:
фарцовщик в приключении «День солнца и дождя», Освальд в «Короле Лире» Григория Козинцева.

Визитной карточкой Алексея Петренко, главным, выдающимся художественным созданием актера стал Григорий Распутин
в теперь уже классической киноленте «Агония» (1974). Когда Элим Климов только начинал работу над фильмом «Агония»,
то более всего боялся ошибиться в выборе актера на роль Распутина. Слишком уж фигура трудноподъемная и сложнообъяснимая,
загадка, которая и сегодня до конца не разгадана. На эту роль пробовались все известные мастера экрана, и даже был утвержден
один из них - Леонид Марков. Но в это время режиссер-постановщик картины случайно забрел на спектакль «Преступление и наказание»,
где Свидригайлова играл молодой исполнитель, знакомый только ленинградским театралам. В тот вечер Климов принял решение сделать
ставку на неизвестного, неопытного в кино Алексея Петренко.

Съемки шли непросто, Климов буквально загонял, вымотал Петренко физически. Режиссер вспоминал:
«Петренко относится к очень редкой категории артистов, таких, как Алиса Фрейндлих, Инна Чурикова,
которые рискуют пропускать через себя высокую энергию. Это очень опасно, и режиссер должен уметь защищать актера,
потому что это, что называется, чревато. И вот во время съемок «Агонии» я его так загонял, что он попал в больницу
со стенокардическим приступом. Мы остановились на несколько месяцев, и я до сих пор виню себя в этом…»

Это сверхнапряжение того стоило. Петренко создал незабываемый образ Распутина, но, к сожалению,
широкому зрителю долгое время эта картина была не доступна. После премьеры фильма Леонид Ильич Брежнев недоуменно заметил:
«А зачем это?», а у главы ГДР Эрика Хонекера фильм и вовсе вызвал негативную реакцию. После этого, вполне естественно,
судьба картины была решена. «Агония» пролежала «на полке» десять лет и вышла в прокат лишь в 1985 году…

Среди ранних работ актера нельзя не отметить и небольшую роль летчика Юрия Строганова в картине Германа
«Двадцать дней без войны» (1976). Герой Алексея Петренко – человек, лишившийся опоры в жизни.
Он едет с фронта домой, чтобы расправиться с изменившей ему женой. К счастью, он одумается
и не натворит беды, но жену так и не простит. В этой картине у Петренко всего-то монолог, хотя довольно длинный.
Но как пронзителен этот монолог. Потому то и роль запомнилась зрителям на долгие годы.

Актером созданы образы, иной раз тихие на вид, но в них бушуют природная необузданность и невероятные страсти,
гуляет горячая кровь, готовая залить всех остальных своим пожаром. Алексей Петренко умеет передать звериное нутро,
иной раз глубоко запрятанное в человеке. В его персонажах всегда присутствует кураж.

Так в картине Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» Алексей Петренко снялся в роли самодержца Петра Великого
- не по крови, по нутру. Актер сделал роль весело и хитро, с умом смекалистого и озорного русского мужика.
Тут Петр - и отец родной, но и, как положено, бороды топором рубает своим подданным, плясать всех чохом заставляет,
насаждает новую моду и жизнь, непривычную русской душе. Дуэт с Владимиром Высоцким получился неожиданно гармоничным,
несмотря на разность актерских и человеческих фактур. А вот от роли Петра Великого в американском проекте Алексей Петренко
в свое время отказался.

Сыграл Алексей Петренко и Сталина в картине «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» Юрия Кары по роману Фазиля Искандера «Сандро из Чегема», при этом, не имея от природы ни капли портретного сходства с «отцом народов». Но тут стилистика была соответствующая - искандеровская, печально-ироничная, а Сталин проводил время в ночных кутежах. К образу Сталина актер вернулся в картине «Кооператив «Политбюро», или будет долгим прощание» Михаила Пташука. На сей раз, актер сыграл двойника Сталина, участвующего в шоу, ставших модными в одно время.

Фейерверк ролей

Алексей Петренко всегда подходил к созданию своих образов с ответственностью. Да, он именно создавал своих героев, часто не играя в предложенных ему рамках, а идя наперекор режиссерской роли. Не смотря на это, самые разные режиссеры мечтали, чтобы он сыграл в их фильмах. Среди них, например, знаменитая Динара Асанова, у которой актер снялся в 1976 году в роли директора школы Кирилла Алексеевича Назарова в драме «Ключ без права передачи». Именно присутствие в фильме Петренко сдвинуло все акценты, превратив его персонаж из второстепенного героя в основного, можно даже сказать в нравственный центр картины.

У той же Динары Асановой Петренко вновь снялся в 1977 году в социальной драме «Беда». Вновь приглашал его и Элем Климов - в 1982 году актер сыграл роль угрюмого председателя сельсовета в социальной драме «Прощание». Кроме того, Алексей Петренко сотрудничал с такими известными режиссерами, как: Виталий Мельников (главная роль в комедии «Женитьба» по Гоголю), Сергей Герасимов (в его последней ленте «Лев Толстой»), Владимир Мотыль (главная роль в трагикомедии «Невероятное пари» по мотивам Чехова), Вадим Абдрашитов (в современной притче «Слуга»). Многим зрителям запомнилась его работа в приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Узник замка Иф». Это его аббат Фариа морально поддерживает попавшего в темницу Эдмона Дантеса (Виктор Авилов), а потом передает ему тайну сокровищ острова Монте-Кристо.

Не обошел Алексея Петренко своим вниманием и Эльдар Рязанов. В знаменитом «Жестоком романсе» он доверил актеру роль Мокия Парменыча Кнурова. Паратов-Кнуров-Вожеватов в исполнении блистательного трио Михалков-Петренко-Проскурин – это удивительно точный и яркий срез российского купечества 19 века. Из этой тройки Кнуров кажется самым неприступным и грозным. Но на поверку, именно его герой из стаи хищников проявляет самые человеческие качества.

В активе Петренко не только глубокие драматические образы. Актер легко чувствовал себя и в жанре комедии. В середине 80-х большой популярностью у зрителей пользовалась короткометражка «Давыдов и Голиаф» режиссера Геннадия Байсака. Два персонажа – маленький, щупленький семиклассник Витя Давыдов в исполнении Саши Солдатова и рабочий завода, прозванный за свое могучее телосложение Голиафом, роль которого и исполнил Алексей Петренко. На этом противопоставлении и поставлен фильм. Честный школьник вступает в неравную борьбу с матерым «несуном» и одерживает победу…

В телеверсии «Мертвых душ» (1984) Господь так распорядился, что Алексею Петренко довелось поработать с Павлом Луспекаевым,
чем он очень гордится. Павел Луспекаев гениально исполнил роль Ноздрева, а Петренко изображал пристава, который приходит арестовать Ноздрева. «Понимаете? Я арестовываю Луспекаева! Хотя бы так... А ведь могло и этого не быть», - волнуется, вспоминая Алексей Петренко. Актер, которому изначально дали роль пристава, не смог выучить заковыристый текст вовремя, тогда – то и позвонили Петренко: «Через три часа запись, успеешь подготовиться?» Успел... Видимо, в жизни ничего зря не бывает.

Петренко часто вынужден оправдывать режиссерскую неубедительность и расплачиваться за нее. Он умеет войти в самое причудливое эстетическое пространство, неизменно привлекает к себе внимание самых изощренных и неожиданных режиссеров, в том числе и новой генерации. И не боится эксперимента, не боится погружения в неведомые воды.

В картине Михаила Пташука «В августе 44-го...», поставленной по мотивам одноименного романа Владимира Богомолова, Алексей Петренко сыграл небольшую роль генерала Егорова. Глуховатый голос - говорит, словно с одышкой. На войне как на войне, решения следует принимать быстро и верно, от них зависит, как пройдет операция. А у Владимира Бортко в многосерийной киноленте «Идиот» по Достоевскому, Петренко - опять генерал, теперь - Иволгин.

Алексей Васильевич по-прежнему востребован кинематографом: князь Голицын в фильме Светланы Дружининой «Анна Иоанновна», профессор-патологоанатом Фаддей Казимирович в сериале Александра Прошкина «Доктор Живаго», капитан в музыкально-романтической мистерии Валерия Пендраковского «Бегущая по волнам»...

В 2007 году Алексей Петренко вновь работал у Никиты Михалкова в ремейке «Двенадцати разгневанных мужчин». Хотя Петренко и не согласен, что это ремейк – вполне даже самостоятельный фильм, только название старое оставили... Он играет рабочего-метрополитеновца, бывшего проходчика, а ныне – пенсионера, служащего дежурным по станции. В фильме он один из присяжных заседателей. Про роль Петренко в фильме можно сказать: «заметный человек». Присутствие актера в фильме ощутимо, даже если он просто сидит и молчит – великолепная роль.

У Алексея Васильевича, по его собственному признанию, никогда не было неуемного желания работать во что бы то ни стало, даже в молодости. Часто он добровольно отказывался от ролей, уступая их тем, кто жаждал играть. Доходило до того, что актер исчезал из поля зрения режиссера, и тому приходилось брать на роль другого актера. Алексей Петренко уверен, что «лучше немного и толково, нежели всеядно». Всегда его мучили сомнения: «А надо ли, а справлюсь ли?» Он по натуре - самоед. Кто-то принимал его сомнения и отказы за неуживчивый характер. Отказался Алексей Петренко в свое время от роли Захара в картине «Несколько дней из жизни И. И Обломова» у Михалкова, потому что мечтал о самом Обломове. Эту роль Алексею Петренко так и не пришлось сыграть. До сих пор он мечтает о Егоре Булычеве и Тарасе Бульбе.

Русские сказки Алексей Петренко боготворил. Долго актер читал их как бы для себя. Жена все спрашивала: «Чем ты занимаешься? Кому это надо?» Он, улыбаясь, отвечал: «Вот состарюсь, буду ходить по детсадам, за харчи перед ребятишками выступать».

И, наконец–то, исполнилось заветное желание: Алексей Петренко записал на телевидении 24-серийный цикл русских народных сказок. Теперь вот размечтался сделать то же самое с украинскими, белорусскими и болгарскими сказками. Собирается читать их, как говорится, на языке оригинала.

Он же вырос на Черниговщине, где речь особенная, смешанная - русско-белорусско-украинская. Когда учился в театральном институте, за ним по пятам ходил лингвист и все расспрашивал: «А как у вас произносят это слово? А это?» В общем, украинским и белорусским актер вполне сносно владеет с детства. Болгарский, правда, знает маловато, но ничего, придется подучить, коли надо. Но это все пока мечты, а вот Гоголя «Тараса Бульбу» Алексей Петренко с телеэкрана уже прочел.

Личное

Трижды состоял в браке.

Первая супруга (1960—1979) — певица Алла Петренко, дочь от первого брака Полина (р.1962, вдова актёра Алексея Полуяна), внучка Анастасия (р.1992), — проживают в Германии.

Вторая жена — известный журналист, в прошлом театральный обозреватель «Правды», Галина Петровна Кожухова-Петренко (1933—2009). Пасынок — журналист и телеведущий Михаил Кожухов.

В 2010 году женился в третий раз на Азиме Абдумаминовой (Расуловой), киргизской журналистке, этнической узбечке (ранее работала директором Госфильмофонда, возглавляла пресс-центр президента Киргизии). Алексей Петренко в возрасте 78 лет, скончался 22 февраля 2017 года в Москве.»



Оригинал взят у terranova2017 в Легенды Советского кино! Клара Лучко


Легенды времени!Вечная и светлая память!…
Клара Лучко советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР
1 июля 1925 — 26 марта 2005
Клара Степановна Лучко родилась 1 июля 1925 года в украинском селе Чутове. Училась в Полтаве, куда переехала семья.
Когда началась война, семья Лучко эвакуировалась в Среднюю Азию. Тут Клара окончила десятилетку и
поступила на актерский факультет ВГИКа, эвакуированного тогда в Алма-Ату.
После возвращения ВГИКа в Москву Лучко продолжила учебу в мастерской Герасимова и Макаровой.
Первой работой в кино стала роль тетушки Марины в фильме «Молодая гвардия» (1948). Затем последовали неудачи в паре фильмов,
и она всерьез задумалась об уходе из кино.
Но в эту пору ее заметил режиссер И.Пырьев и пригласил сниматься в роли Даши Шелест в картине «Кубанские казаки» (1950).
После «Кубанских казаков» Лучко узнала вся страна. Ее часто приглашали самые крупные режиссеры – Сергей Герасимов,
Всеволод Пудовкин, Иосиф Хейфиц. За годы творческой жизни Клара Степановна снялась во многих фильмах,
ставших классикой советского кино.
Среди наиболее известных работ артистки - роли в фильмах «Донецкие шахтеры» (1951), «Возвращение Василия Бортникова» (1953),
«Большая семья» (1954), «Двенадцатая ночь» (1955), «Рядом с нами» (1957), «Красные листья» (1958), «Снежная сказка» (1959),
«В твоих руках жизнь» (1959), «На семи ветрах» (1962), «Государственный преступник» (1964).
В этих фильмах судьба свела Клару Степановну с такими замечательными актерами, как Василий Меркурьев, Михаил Яншин,
Павел Кадочников, Лариса Лужина, Алла Ларионова, Екатерина Савинова, Валентин Зубков.
Съемки в кино Лучко сочетала с работой на сцене Центральной студии киноактера.

В 1960-е годы Клару Лучко постигла личная драма. Неожиданно умер муж – блестящий актер Сергей Лукьянов.
Это был трудный период. Но актриса выстояла. И в дальнейшем переход на возрастные роли только по-новому раскрыл грани ее таланта.

Среди таких работ в активе актрисы - роли в фильмах «Опекун» (1970), «Цыган» (1979), «Мы, нижеподписавшиеся» (1980),
«Бедная Маша» (1981), «Карнавал» (1981), «Ларец Марии Медичи» (1981), «Тревожное воскресенье» (1983) и другие.

В творческих поездках она побывала во многих странах мира, встречалась со всемирно известными людьми:
премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру, художником Пабло Пикассо, певцом Полем Робсоном.
Была лауреатом титулов «Женщина мира» (1996, США) и «Женщина тысячелетия» (2000, Великобритания).

Скончалась Клара Степановна Лучко в Москве 26 марта 2005 года.



Оригинал взят у terranova2017 в Легенды Советского кино! Михаил Ульянов


Легенды Советского кино!
Вечная и светлая память!…Помним, любим!
Михаил Ульянов советский и российский актер театра и кино, режиссер, Народный артист СССР
20 ноября 1927 — 26 марта 2007
Михаил Александрович Ульянов родился 20 ноября 1927 года в селе Бергамак Муромцевского района Омской области.
Фамилию Ульянов Михаил (Жуков – по отцу) взял после войны, перед поступлением в театральное училище.
В 1950 году Михаил окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина при театре имени Евгения Вахтангова,
с которым связана вся творческая жизнь актёра. Его амплуа определилось сразу и четко: молодой социальный герой,
достоверный, современный, сегодняшний. Очень быстро это нашло своё подтверждение
в знаменательном для театра спектакле по пьесе А.Н. Арбузова «Город на заре».
В первое десятилетие работы в театре роли Ульянова были главные и второстепенные,
положительные и отрицательные, классика и современность. Среди калейдоскопа образов выделилась и осталась роль
Рогожина в инсценировке романа Ф.М. Достоевского «Идиот».
В 1960-е годы Ульянов создает несколько заметных образов в кино. Его знаменитый Трубников («Председатель», 1964)
стал советской классикой; мятежник Митя Карамазов («Братья Карамазовы», 1968), генерал Чарнота («Бег», 1970),
маршал Жуков – эти и многие другие работы вписаны в золотой фонд отечественного киноискусства.
Он успешно сочетал работу в театре, кино, на радио и телевидении. В 1973 году дебютировал как режиссёр,
поставив на сцене Вахтанговского театра пьесу В.Розова «Ситуация»,
в 1976 году был сорежиссёром в постановке «Ричарда III»,
в 1979 осуществил постановку эпического романа В.М. Шукшина «Я пришёл дать вам волю» и сыграл в нём Степана Разина.
В сентябре 1987 года Михаил Ульянов назначен художественным руководителем Театра имени Евгения Вахтангова.
Он избирался секретарем правления Союза кинематографистов СССР, председателем правления Союза театральных деятелей РСФСР,
председателем Союза театральных деятелей России, народным депутатом СССР (1989–1992).
Михаил Александрович является автором книг: «Моя профессия», «Работаю актёром», «Возвращаюсь к самому себе».
Народный артист СССР и РСФСР, Герой Социалистического Труда, лауреат государственных, кинематографических и театральных премий,
кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции и «За заслуги перед Отечеством» III степени - Ульянов был награжден и другими наградами,
в том числе и иностранными.
Умер великий актер Михаил Александрович Ульянов вечером 26 марта 2007 года в Москве на восьмидесятом году жизни.
Он был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище, в 2008 году ему был открыт там памятник.



Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments