sokura (sokura) wrote,
sokura
sokura

Category:

Легендарные люди СССР

Оригинал взят у terranova2017 в Легендарные люди СССР. Алексей Васильевич Алелюхин



Дважды Герой Советского Союза А.В. Алелюхин на встрече с курсантами.

Они выбрали Родину как главную ценность!
Вечная память и слава героям!
30 марта 1920 года, в селе Кесова Гора Тверской губернии родился выдающийся советский лётчик-истребитель,
ас со счётом 40 сбитых самолётов противника лично и 17 в группе, Дважды Герой Советского Союза,
генерал-майор авиации Алексей Васильевич Алелюхин.
В 1936 году окончил 7 классов школы. С 1936 года жил в посёлке Лианозово (ныне в черте Москвы).
В 1936-1938 годах работал мраморщиком на фабрике артели «Канцпром» в Москве.
В 1938 году окончил Октябрьский аэроклуб города Москвы.
В армии с декабря 1938 года. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
Служил в ВВС лётчиком истребительного авиаполка (в Одесском военном округе).
Участник похода советских войск в Бессарабию в июне-июле 1940 года в должности лётчика
69-го истребительного авиационного полка.
Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – мае 1945 – лётчик, командир звена, командир авиаэскадрильи
и заместитель командира 69-го (с марта 1942 года – 9-го гвардейского) истребительного авиационного полка.
Воевал на Южном (июнь-октябрь 1941), Юго-Западном (июнь-июль 1942), Сталинградском (июль 1942 – январь 1943),
Южном (январь-октябрь 1943), 4-м Украинском (октябрь 1943 – май 1944), 3-м (октябрь 1944 – апрель 1945) и 1-м (апрель-май 1945) Белорусских фронтах.
Участвовал в обороне Молдавии и Одессы, Сталинградской битве, Ростовской, Донбасской, Мелитопольской, Крымской,
Гумбиннен-Гольдапской, Инстербургско-Кёнигсбергской, Кёнигсбергской и Берлинской операциях.
2 сентября 1941 года был ранен осколками в левую ногу, 30 июля 1942 года – ранен осколками в спину и руку,
в июне 1943 года легко ранен осколком в голову.
Всего за время войны совершил 601 боевой вылет на истребителях И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Р-39 «Аэрокобра» и Ла-7,
в 123 воздушных боях сбил лично 34 и в составе группы 6 самолётов противника*.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками,
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии капитану Алелюхину Алексею Васильевичу
присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»**.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1943 года гвардии капитан Алелюхин Алексей Васильевич награждён
второй медалью «Золотая Звезда»***.
В ноябре 1948 года окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе. С марта 1949
– заместитель командира 151-й гвардейской истребительной авиационной дивизии ПВО (в Московском районе ПВО; город Калинин, ныне Тверь).
С июля 1950 года в составе дивизии находился в загранкомандировке в Китае.
Участник войны в Корее: в октябре-ноябре 1950 – заместитель командира 151-й гвардейской истребительной авиационной дивизии;
в ноябре 1950 – командир 28-й истребительной авиационной дивизии.
До марта 1952 года продолжал командовать 28-й истребительной авиационной дивизией ПВО (в Китае, с декабря 1951 года
– в Бакинском районе ПВО). В марте-ноябре 1952 – начальник отдела Управления лётной службы и воздушного права Главного штаба ВВС.
В 1954 году окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). С 1954 – заместитель начальника кафедры тактики истребительной авиации и ПВО, а в 1956-1961 – заместитель начальника кафедры методики боевой подготовки Военно-воздушной академии (Монино).
В 1961-1963 – начальник штаба 95-й истребительной авиационной дивизии (в Белорусском военном округе; город Щучин Гродненской области, Белоруссия). В 1963-1970 – начальник разведки ВВС Московского военного округа. В 1970-1974
– заместитель начальника штаба 26-й воздушной армии (в Белорусском военном округе; штаб – в городе Минск).
В 1974-1980 – заместитель начальника штаба авиации Московского военного округа по показам авиационной техники,
в 1980-1985 – заместитель начальника штаба ВВС Московского военного округа.
С августа 1985 года генерал-майор авиации А.В.Алелюхин – в отставке.
Жил в Москве. Умер 29 октября 1990 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Награждён 2 орденами Ленина (10.02.1942; 24.08.1943), 3 орденами Красного Знамени (5.11.1941; 1.08.1943; 20.04.1945),
орденами Суворова 3-й степени (8.10.1943), Александра Невского (14.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985),
Трудового Красного Знамени (22.02.1968), 2 орденами Красной Звезды (22.09.1942; 30.04.1954), орденом
«За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), медалью «За боевые заслуги» (15.11.1950),
другими медалями.
Бронзовый бюст А.В.Алелюхина установлен в посёлке Кесова Гора Тверской области, где его именем названы улица и школа.
Бюст также установлен в городе Борисоглебск Воронежской области.
Примечания:
1) Согласно исследованиям М.Ю.Быкова, документальные подтверждения имеются на 28 личных и 1 групповую победы;
2) Награждён за выполнение 265 боевых вылетов и участие в 65 воздушных боях,
в которых сбил лично 11 и в составе группы 6 самолётов противника;
3) Награждён за выполнение 410 боевых вылетов и участие в 114 воздушных боях,
в которых сбил 26 самолётов противника (в наградном листе ошибочно указано,
что все эти победы одержаны лично) (на октябрь 1943 года).
Воинские звания:
Младший лейтенант (5.11.1939)
Лейтенант (8.09.1941)
Старший лейтенант (19.10.1942)
Капитан (22.03.1943)
Майор (25.03.1944)
Подполковник (13.04.1948)
Полковник (20.10.1950)
Генерал-майор авиации (8.11.1971)



Оригинал взят у terranova2017 в Легендарные люди СССР. Сергей Ильюшин


Они выбрали Родину как главную ценность.
Сергей Ильюшин советский авиаконструктор, академик, генерал-полковник
30 марта 1894 — 9 февраля 1977
Сергей Владимирович Ильюшин родился (18) 30 марта 1894 года в семье вологодского крестьянина-бедняка.
Был рабочим-строителем, чернорабочим на аэродроме (расчистка и выравнивание летного поля).
Самостоятельно изучил математику, физику, химию, что помогло ему стать авиамехаником после призыва в армию.
В 1917 году Ильюшин успешно сдал экзамен на звание пилота. Началась гражданская война, и Ильюшин едет на фронт,
где работает авиамехаником, военкомом, начальником авиаремонтного поезда.
Когда война закончилась, Сергея Владимировича направляют на учебу в Московский институт инженеров
Красного воздушного флота (позже – Военно-воздушная инженерная академия имени Н.Е. Жуковского).
Во время учебы Ильюшин строил учебные планеры. В 1926 году Сергей Владимирович закончил академию,
а в 1931 году – создал и возглавил одно из конструкторских бюро.
В 1933 году коллектив этого конструкторского бюро начал разработку двухмоторного самолета.
Летчик-испытатель
В.К. Коккинаки устанавливает на нем ряд рекордов высоты с различными грузами. В 1938-1939 годах на самолетах,
сделанных в конструкторском бюро Ильюшина, были совершены беспосадочные перелеты Москва-Владивосток и Москва-Северная Америка.
Самолеты Ильюшина – дальние бомбардировщики Ил-4 и штурмовики Ил-2 прославились в годы Второй мировой войны.
В 1944 году конструкторское бюро Ильюшина приступает к созданию принципиально новой на тот момент реактивной авиации.
Самолеты Ил-12, которые стали производить на следующий после окончания войны год,
позволили заметно увеличить пассажирские перевозки. Следом был разработан еще ряд пассажирских самолетов.
Талантливый авиаконструктор Сергей Владимирович создал не только ряд превосходных машин, как военного,
так и гражданского назначения, но и свою школу в самолетостроении. Многолетний труд Ильюшина в данной
сфере был отмечен многими государственными наградами - трижды Герой Социалистического Труда,
лауреат семи Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-технической службы, академик АН СССР
- он был награжден многими орденами и медалями.
Умер Сергей Владимирович Ильюшин 9 февраля 1977 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.



Оригинал взят у terranova2017 в Легендарные люди СССР. Мария Васильевна


Они выбрали Родину как главную ценность!
Вечная память и слава героям!

31 марта 1920 года в деревне Воробьеве ныне Лихославльского района Тверской области в крестьянской семье родилась
участница Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка,
Герой Советского Союза, гвардии капитан Мария Васильевна Смирнова.

Окончила Лихославльское педагогическое училище в 1936 году. В 1937 — 1939 годах работала учительницей начальной школы
в деревне Полюжье Новокарельского района Калининской области, затем воспитателем детского сада №50 города Калинина.
Без отрыва от производства училась в Калининском аэроклубе на инструктора — лётчика и с 1939 по 1941 годы работала
(там же) инструктором. С ноября 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончила курсы лётчиков
при Энгельской военной авиационной школе пилотов.

В действующей армии с мая 1942 года. Принимала участие в боях на Южном, Северо — Кавказском, 4-м Украинском
и 2-м Белорусском фронтах.

К августу 1944 года командир 3-й эскадрильи 46-го Гвардейского Таманского орденов Красного Знамени и
Суворова III-й степени ночного бомбардировочного авиационного полка (325-я бомбардировочная авиационная дивизия,
4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) Гвардии капитан М. В. Смирнова совершила 805 ночных боевых вылетов на
бомбардировку войск противника, нанеся врагу большой урон в живой силе и технике. Лётчицы её эскадрильи, за период
с апреля 1943 по август 1944 года, совершили 3260 боевых вылетов.

Мария Васильевна — участница освобождения от немецких захватчиков Северного Кавказа, Крыма, Белоруссии. Польши, Германии.
Участвовала в прорыве вражеской обороны на реке Проня, в освобождении Могилёва, Минска, Гродно.
За годы войны она выполнила 935 боевых вылетов на бомбардировку войск противника. За мужество и отвагу,
проявленные при выполнении боевых заданий, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года
ей присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда.

После войны Гвардии майор М. В. Смирнова — в отставке. В 1954 году окончила Тамбовскую областную партийную школу.
Жила в Калинине. Находилась на партийной и общественной работе. Награждена орденами Ленина, Красного Знамени (трижды),
Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, многими медалями («За оборону Кавказа»,
«За освобождение Варшавы» и другими). Почётный гражданин Твери.

В большие праздники Мария Васильевна, невысокого роста, миловидная женщина, всегда приходила на торжества с полным
набором почётных регалий. Любой из участников войны мог ей позавидовать. Вместе с орденом Ленина и
Золотой Звездой Героя Советского Союза сияли и три ордена Красного Знамени, и орден Александра Невского,
и орден Красной Звезды, и многие медали. Такие высокие награды вручались отважным из отважных, за выдающиеся боевые подвиги.
И Мария Смирнова была в их числе.

Как случилось, что хрупкая деревенская девушка, сельская учительница стала отважной лётчицей, страстной мстительницей,
прославленным командиром грозной авиационной эскадрильи? Сама она всегда считала, что ничего особенного в этом нет.
Жизнь сложилась так, что всё произошло довольно просто и обыденно. Мария работала в глухой деревенской школе.
Много читала, слушала радио. Она полюбила сильных героев: Чапаев, Чкалов, челюскинцы… Сначала тихие мечты переросли
в жгучее желание летать, быть сильной, покорять пространства. Когда семья переехала в Калинин, Маша, отработав свой срок,
уехала к родителям.

Она поступила в аэроклуб. Днём работала в детском садике, а потом бежала на занятия в аэроклуб. То были очень трудные месяцы.
На 18-летнюю девушку, нежную, мечтательную, инструкторы поглядывали с сомнением. Она была начитанной, но здесь были нужны
практические навыки и знание точных наук. И Маша, вернувшись домой, урывая часы у ночи, сидела за учебниками математики,
физики, специальных дисциплин. Потом она поднялась в небо, управляла самолётом, и этот день запомнился как самый радостный
в её жизни.

Война позвала её в боевой строй. 7 ноября 1941 года Маша Смирнова вместе со своей подругой Катей Пискарёвой,
попросившись на фронт добровольцами, приехали в один из городов на Волге, где формировался женский авиационный полк.
Они впервые увидели командира полка, известную всей стране Марину Михайловну Раскову, Героя Советского Союза,
стройную красивую женщину в военной форме, с двумя орденами Левина на груди. Девушки — новобранцы смотрели на неё
завороженно и были готовы исполнять все её приказания. Полк вооружили самолётами По-2 и отправили на фронт.

…Первый вылет. Первая боевая ночь. Мария Васильевна вспоминает:

«На выполнение задания вылетела я со штурманом Наташей Меклин. Наш аэродром представлял простую полевую площадку.
Старт обозначался тремя замаскированными фонарями «летучая мышь», они открывались только при взлёте и посадке самолёта.
Взлёт разрешался включением карманного фонарика. Мы получили боевое задание бомбить одну из железнодорожных станций,
чтобы не даль возможности немцам подтягивать подкрепления к линии фронта. Летели на высоте 1200 метров. Ночь была тёмная.
В населённых пунктах, на станциях, аэродромах — нигде ни огонька, всё замаскировано. Трудно различать главные ориентиры:
реки, населенные пункты, дороги.

Пройдя линию фронта, которая обозначалась вспышками орудийных выстрелов и горящих ракет, мы правильно отбомбились и
взяли курс на свой аэродром. Небо закрылось облаками. На оккупированной немцами территории видны алые, точки пожаров.
Во многих местах одновременно зажигаются по нескольку прожекторов — ищут советский самолёт, стреляют зенитки.
Но все опасности остаются позади».

От полёта к полёту крепло её мастерство. В 1943 году командир женского бомбардировочного полка
Бершанская доверила испытанному пилоту Капитану Смирновой командовать эскадрильей. У неё в подчинении
были такие же девушки, как и она. Они выносили на своих плечах всю тяжесть фронтового быта, опасности и лишения.
Немцы называли их ночными ведьмами. Их «кукурузники» взлетали ночью с маленьких аэродромов, расположенных в прифронтовых лесах. Приходилось взлетать и с узенькой, длиною в 200 метров дорожки, околоченной из досок на зыбкой болотистой почве. Девчонки
— вооруженцы, техники, по колено увязая в грязи, страховали машины — поддерживали с двух сторон плоскости самолётов.
По такой же грязи таскали па себе бомбы, подвешивали их к боевым машинам. Преодолевая непогоду, зенитный огонь врага,
женщины — пилоты находили в ночи цели и, появляясь внезапно, сбрасывали бомбы с малых высот.

Мария летала больше всех, показывая пример мужества и неутомимости. Она внушала своим подчинённым:
«В выполнении боевого задания нет тяжёлых положений, есть только слабая подготовка пилота.
Из любого затруднения найдешь выход, если в совершенстве владеешь машиной и не теряешь самообладания».

Её слова не расходились с делом. В ночь на 24 февраля 1943 года Смирнова произвела успешное бомбометание
по скоплению войск противника и переправе у посёлков Петровское и Красный Октябрь.

Умело маневрируя в зоне вражеского заградительного огня, она обнаружила зенитную точку и уничтожила её.
В ту же ночь при повторном вылете её По-2 обстреляли из крупнокалиберного зенитного пулемёта.
Повреждённый мотор самолёта «забарахлил». Но Мария и не подумала уйти от цели. С трудом управляя машиной,
она точно сбросила бомбы на вражеские позиции и только после этого дотянула самолёт до своего аэродрома.

Свои опасные вылеты в стан врага, обучение личного состава лётным навыкам женщина — комэск считала не героизмом,
а тяжёлой, необходимой фронтовой работой, нужной в данный момент Отечеству. Матери Маша писала: «Дел у меня, мама,
много, и дела нелёгкие, но я себя чувствую превосходно! Радуюсь, что я не одна, а со мной вместе сражаются за Родину
и мои братья. Крепись, мама, не горюй. Разгромим проклятого Гитлера, и тогда все соберемся за нашим семейным столом.
Благодарю, родная, за твои бессонные заботы и неугомонные хлопоты».

От братьев она изредка получала весточки. Они сражались на других фронтах. Пётр, как и она, служил в авиации,
а Алексей и Александр — в пехоте. Сестрой они гордились и удивлялись её выносливости и храбрости.

Удивляться было чему. 46-й Гвардейский ночной бомбардировочный женский полк, участвуя в освобождении Северного Кавказа,
Таманского и Крымского полуострова, в трудных условиях совершил 25 000 боевых вылетов, нанёс огромный урон противнику.

Полк назвали «Таманским». Его наградили орденами Красного Знамени и Суворова 3-й степени.
23 лётчицам полка присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе Марии Васильевне Смирновой.

Из 25 000 боевых вылетов на долю эскадрильи Смирновой приходится 10 000, а сама она 940 раз поднималась в ночь на боевые задания.
Часто случалось так, что ей поручались самые трудные дела. Ей верили. На нее надеялись и знали, что Капитан Смирнова не подведёт.
Не было случая, чтобы комаск Смирнова не долетела, не выполнила задания. Об одном из своих полётов во время освобождения Крыма М. В. Смирнова вспоминает:

«Ночью я вылетела на цель. Погода была хорошая. Нормально отбомбилась. Но, когда развернулась, чтобы взять курс на свой аэродром, увидела, что с Чёрного моря быстро надвигается низкая облачность. Я стремительно начала снижаться, чтобы уйти из — под наступающей облачности. Но не успела. Облака закрыли от меня землю.

Когда пробилась через них, увидела вокруг себя одну воду — меня отнесло далеко в Азовское море.
Был сильный штормовой ветер.
Наш маленький лёгкий самолёт По-2, как перышко, бросало из стороны в сторону — то кинет вверх метров на 50,
то бросит с силой вниз,
к самой воде, и я слышала, как бушует, злится море. Целый час вот так болтало наш самолёт в кромешной темноте,
а когда я наконец увидела еле заметную линию берега, ещё целый час болтались в воздухе, рискуя погибнуть,
— сила ветра была чуть меньше скорости нашего самолёта, и он не давал нам пробиться к земле. Но мы долетели».

…Окончилась Великая Отечественная война, самая тяжёлая и разрушительная из всех войн. На её фронтах сражались,
несли все тяготы походной жизни 600 000 женщин. Одна из них — Мария Васильевна Смирнова, находившаяся в первых рядах воинов, прославившаяся на всю страну как храбрый боец, талантливый командир.

После окончания войны Гвардии майор М. В. Смирнова вышла в отставку. С 1952 по 1954 год училась в Тамбовской областной партийной школе, после окончания которой с 1954 по 1960 год находилась на партийной работе: инструктором Тамбовского ГК КПСС, пропагандистом Пошехоно — Володарского РК КПСС (Ярославская область), инструктором Калининского обкома КПСС. С 1960 по 1963 год работала инженером отдела кадров Калининского совнархоза, С 1963 по 1974 год была начальником отдела кадров Калининского камвольного комбината. С 1974 по 1976 год работала заведующей бюро по трудоустройству населения отдела по использованию трудовых ресурсов Калининского облисполкома.

Мария Васильевна избиралась депутатом Пролетарского районного и Калининского областного Советов народных депутатов, председателем областного совета ветеранов войны и труда, членом президиума Областного комитета защиты мира, членом ЦК ДОСААФ СССР. В настоящее время живёт в Твери, проводит большую общественную работу: она является членом Тверской ассоциации Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы; председателем ассоциации кавалеров ордена Александра Невского; встречается с учащимися школ, работниками предприятий, учреждений и организаций.

Умерла 10 июля 2002 года. Похоронена на Дмитрово-Черкасском кладбище.



Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments