sokura (sokura) wrote,
sokura
sokura

Два фильма, две войны, две эпохи

Оригинал взят у ivakin_alexey в Два фильма, две войны, две эпохи
Оригинал взят у someonecurious в Два фильма, две войны, две эпохи
17 ноября этого года умер замечательный актер Николай Владимирович Олялин. Уроженец Вологды, волею судьбы ставший гражданином некогда братской Украины…
Вечная ему память!
Образы его героев – настоящих мужиков – навсегда останутся востребованы теми, кто уважает труд, подвиг и несгибаемую волю.

Но сегодня я хотел бы поговорить не о нем, а об одном из фильмов, в котором он сыграл главную роль – «Обратной дороги нет» - и о римейке этого фильма – картине «Исчезнувшие» (телепремьера состоялась 9 мая 2009 г. на канале ОРТ).

Более подробная справочная информация – вот здесь:
«Обратной дороги нет» http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4624/annot/
«Исчезнувшие» http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/80064/annot/

Сразу оговорюсь: я не кинокритик и даже не киноман. Фильмы я смотрю по случайному выбору, строгих симпатий-антипатий по жанрам-режиссерам не имею, но понравившееся с удовольствием пересматриваю неоднократно и всякий раз нахожу что-то новое.

Хороший фильм начинается с хорошего сценария, это аксиома. В этом смысле повести И. Болгарина и В. Смирнова «Обратной дороги нет» (http://lib.rus.ec/b/151986) повезло: на нее обратили внимание режиссеры двух разных поколений.
Фильм «Обратной дороги нет» - это произведение почти эпического жанра, «маскирующееся» под военное бытописательство, повествующее о самых обычных советских людях, которые делают самое обычное дело – воюют. Воюют, не щадя себя, в тяжелейших условиях, с умелым и упорным врагом… И побеждают! Переигрывают профессиональнейшего противника в сложной комбинации, сыграв с ним в поддавки.
А изменник, пробравшийся в партизанский отряд, в этом фильме прост и невзыскателен: «просто» трус и шкурник.
Люди военного поколения делали фильм, ставший памятником этому поколению: все просто – вот мы, вот враг. Если ты – порядочный человек, то тебе место с нами, если сволочь – с врагом.

«Исчезнувшие» - воде бы экранизация того же самого сценария, с теми же самыми персонажами… Но ведь неслучайны отклики прямо противоположного характера на этот фильм. Восторги перемежаются возмущениями: «Почему в фильме показаны одни уроды?! Одни предатели?! Где изображенные в фильме помогавшие партизанам местные жители? Почему герой Толоконникова (Шарикова всех времен и народов) – бывший немецкий бурмистр? Этого же нет в первоисточнике!»

А потому, что «Исчезнувшие» - это фильм не о войне и людях того поколения, а о нас и нашем отношении к самой страшной войне в истории нашего народа. О нас, зачитывавшихся «английским публицистом Виктором Суворовым» (как его назвал А. Исаев), «историком-любителем» (любит он это дело) Марком Солонинным и неистовым лжецом И. Буничем, попытавшимся «открыть нам глаза на правду», предварительно вывернув ее наизнанку.
Это не герои фильма постоянно делают выбор в пользу вооруженной борьбы с врагом, это мы, стыдясь многократно оплеванного понятия «патриотизм», все время упорно соскальзываем к выбору, что с врагом надо воевать. Просто потому, что надо…
Еврейчик-парикмахер Беркович, случайно нарвавшись на немцев, по-щенячьи беспомощно кричит: «Широков! Но ведь надо же что-то делать! Надо же как-то воевать!» И гибнет, ценой жизни спасая отряд. А кадровый довоенный старшина Широков – трус и шкурник. Но незатейливый, как мычание: он там, где ему хорошо.
А настоящий враг (в фильме интрига резко усложнена по сравнению с повестью) – он, типа, идейный… Он не немцам служит, а Русской освободительной народной армии (РОНА) Локотской «республики» Г. Каминского. «Вот у кого сила!» - восклицает он. И почему-то надеется, что Каминский сможет создать «государство» в масштабах бывшего уезда не самой крупной российской губернии… И как тут не вспомнить таких же «идейных» идеологов «Госпожи Великой Твери», «Господина Великого Новгорода», «Ингерманландии-Ижоры», которым вдруг стало «неуютно» в составе «большой» России…
Главную мысль фильма – идею выбора – озвучивает бывший бурмистр Андреев (Толоконников): «Я думал, у немцев правда, а им просто добро наше нужно». Между «правдой» и «добром» простой русский мужик выбирает… ну, если не «правду», то, по крайней мере, свою страну, хоть и обидевшую его. Руководствуясь даже не разумом, а инстинктом: как бы мы тут ни жили, но вас сюда не звали!
Герой Толоконникова говорит о необходимости делать выбор как о главном смысле наступившего времени. И они все его делают в пользу борьбы: несгибаемый коммунист Гонта («Гвозди бы делать из этих людей – крепче бы не было в мире гвоздей!»), молоденький парнишка Мошкин, который дает «честное комсомольское», осеняя себя крестным знамением, бесхитростный конюх Степан, который воюет с немцами, потому что с ними воюют его товарищи – «непогани люды», как он их называет…
И, естественно, главный герой – майор Топорков. Живой труп, который знает «одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть» - отомстить. (-Зачем ты сдался в плен? –Жить хотел. –А бежал зачем? –Расхотел жить!)
Все эти очень непохожие люди очень разной судьбы воюют с врагом, руководствуясь не высокими материями и абстрактными понятиями (многие и слов-то таких не знают), а той самой толстовской «скрытой теплотой патриотизма», которая защищает от посягательства извне нечто неуловимое, которое теперь называют «идентичностью».

Перефразируя Пушкина, их пример – нам всем наука.

Потому что первый звоночек всеобщего протрезвления уже прозвенел: на экраны вышел, к сожалению, не блещущий достоинствами фильм «Мы из будущего», который, пусть и не слишком удачно, но попытался в доступной для потребителей масскульта наглядной форме донести до них весьма простую мысль: мы, которые из «будущего», т.е. нашего нынешнего «настоящего», - уроды, трусы и шкурники по сравнению с Людьми прошлого. «Контуженые, что с них взять!»
Мы упорно пытаемся дезертировать с той войны, как бегут с нее обратно в наше время главные герои, считая ее «не своей». Стоит ли удивляться, что для прибалтов эта война уже официально стала чужой, «свидомые» украинцы и «свядомыя» белорусы активно стараются… Но самое страшное, что уже и среди великороссов появились симпатизанты гитлеровцев. Тем не менее, «мы» вовсе не брезгуем возможностью материально «приподняться» на артефактах той уже «не нашей» войны…

И вот теперь – второй звонок. В фильме «Исчезнувшие» не только все положительные герои делаю выбор в пользу борьбы с врагом. Главное, что все герои отрицательные гибнут. Совершено по-разному, но гибнут ВСЕ. Их трусость, усталость от невзгод (напарник Топоркова по побегу из лагеря) или даже «осознанный выбор» сотрудничества с врагом счастья и долголетия им не приносят. Их губит неумолимый ход вещей, который наши пращуры называли очень просто: кара божья.



Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments