?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Источник: https://marafonec.livejournal.com/9317945.html
https://overtonwindow.livejournal.com/2018/01/03/



Уважаемые читатели!
Вот представьте себе длиннющий фильм из производственной жизни 1960 года. Фильм приключенческий, в котором нет ни одной драки; фильм про золотую лихорадку, в котором никто не хочет стать миллионером, где показан один жалкий самородок величиной с айпод и звучит всего один выстрел в человека; фильм о героях, в котором нет ни единого супермена или суперзлодея – и чтобы при этом в зале битком сидели молодые зрители и на титрах аплодировали.

Не можете? А я его видел.
…Прокат картины «Территория» в кинотеатрах уже заканчивается. Осталась, по-моему, пара десятков экранов, на которых его показывают.

Перед тем, как начать про него рассказывать, я не удержусь от маленького сопоставления. Вся рекламная раскрутка этой картины свелась, кажется, к ничего не говорящим плакатам в общественном транспорте. Подавляющее большинство моих знакомых о нём даже не слышали. По частоте упоминаний в СМИ он уступает, например, х/ф «Левиафан» раз в сто пятьдесят. Никто не выдвигал его на «Оскар», никто не ломал об него клавиатур, не заводились длинные холивары, не говорил режиссёр в бабочке по ящику, не было скандалов, не писали о нём сотни колонок обёрнутые шарфами культуртрегеры.

А по сборам и зрителям он почти сравнялся с «Левиафаном», про который СМИ дудели непрерывно месяцами.

И я сейчас расскажу, почему так вышло.

Потому что «Территория» – это длиннющее, «не зрительское», с рассыпающимся сюжетом и толпой главных персонажей, с бесконечной демонстрацией ландшафтов и лишённое злободневной сатиры кино – является совершенно удачным творческим экспериментом.

Экспериментом по воскрешению высокого советского языка – не калькой с т.н. советского киностиля, а именно реинкарнацией языка понятий. То есть тот самый высокий язык фантаста Ефремова и поэта Рождественского, на котором мы разучились говорить, казалось бы, навсегда, – отлежался где-то в темноте лет двадцать пять, передохнул, вооружился новейшими визуальными технологиями, вернулся и заговорил снова. О том же.

Заговорил – без малейших попыток «подстроиться под клип»: когда в кадре старый чукча тащит на себе сломавшего ноги члена геологической партии, он тащит его не в бойкой череде кадров, а долго, из конца бесконечного снежного экрана в конец, минуту за минутой физически трудно тащит.

Без малейших попыток полебезить перед современностью и поставить знак равенства между государством СССР, для которого работали геологи «Территории», и нынешними Социально Ответственными Корпорациями.

Без малейших попыток «войти в актуальные тренды», которые актуальны разве что среди обёрнутых шарфами культуртрегеров. Плевать на них: посреди фильма стоит персонаж-геолог и говорит, что и в мирное время человек может выполнять свою главную задачу – борьбу со злом. Каков же путь искоренения зла в мирное время? Добросовестный труд. Или сидит на приёме у министра другой персонаж-геолог и объясняет, что смысл его жизни – успеть сделать всё, что он мог. Или, по крайней мере, очень постараться.

Фильм отдельно изумителен, кстати, тем, что в нём нет задолбавшей уже «кинодраматургии» с Лихо Закрученным Сюжетом и Потрясающей Дуэлью Соперников. Там персонажи не «положительны» и не «отрицательны» – они, и это потрясающая инновация для нашего современного кино, увлечены. Смертельно всерьёз увлечены поиском и утверждением смысла своей короткой жизни среди вечной мерзлоты.

«Территория» показывает то, что когда-то было обычным, дежурным элементом киноязыка, а теперь стало чудом и новой мыслью. Оказывается, можно быть безжалостным эгоманьяком, или бегущим от своей несостоявшейся судьбы неудачником, или страшным позёром и выпендрёжником, – но реализовывать эти свои черты не в Лихо Закрученных Бизнес-Разборках, снимаемых в «Москва-Сити» и деловом квартале на Белорусской, и не в Захватывающих Интригах на предмет с кем бы переспать. А ещё и, например, на дикой Чукотке в поисках золота для страны.

И особенно важно, что это самый что ни на есть реализм. Потому что эти люди были. Это вот эти самые люди вот этими самыми руками нашли сегодняшним нам золото и ртуть, и это они дали нам наши современные города и проложили под сегодняшних нас дороги, умирая от холода и проваливаясь под лёд где-то у чорта на рогах. Обёрнутым шарфами, конечно, удобнее было бы думать, что это всё зеки делали под конвоем медведей в чекистских фуражках. Но невольники великих цивилизаций не строят – начиная от египетских пирамид и до наших дней их строят исключительно свободные люди. Зачастую – люди увлечённые.

…Кстати, как ни странно. Если кому-то «Территория» резко не понравится, то это скорее нынешним 40-45-летним. То есть тем, кто взрослел именно в эпоху заката высокого советского языка. В эпоху, когда язык тот умирал, превращался в официозную трескотню, в мёртвую богослужебную латынь, которой не понимали сами служители и которой не верила паства. Эти, возможно, услышат и сейчас только знакомую трескотню.

А те, кто постарше и помнят, что у высокого советского языка был и расцвет – услышат всё верно.

И те, кто помладше и не успели попасть в «эру упадка» - тоже всё поймут правильно.

...В общем, если кто-то искал настоящее оправдание для т.н. «экспериментального», заведомо некоммерческого кино – то вот оно. Перед нами совершенно оправданный эксперимент. Понятно зачем проведённый. При этом проведённый в нравственно безупречном формате – без амбиций сделать из него кинособытие года, без свистелок и перделок. А, как и положено эксперименту, в аккуратной лаборатории без особой шумихи.



Я считаю, эксперимент следует признать удачным. И пора думать над внедрением в массовое производство. Время-то настало. Кстати, по-прежнему ограничивать себя «языком разборок и менеджеров» нам просто не дадут.

А обёрнутые шарфами пусть рецензируют смелую, богатую смыслами провокационную документалистику малолетнего урода-внука хабаровского... ээээ... магната, который бегал по Парку Горького и предлагал людям выпить его мочи за дедушкины деньги.

Источник http://www.odnako.org/blogs/vozvrashchenie-visokogo-sovetskogo-yazika-o-nezametnom-filme-territoriya/
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
jidigr
Jan. 3rd, 2018 04:00 pm (UTC)
очнулись
и года не прошло
sokura
Jan. 3rd, 2018 04:14 pm (UTC)
Старая запись, но прорекламировать хороший фильм не грех.
astroradar
Jan. 3rd, 2018 04:26 pm (UTC)
Да, фильм супер, и греха в его рекламировании нету-ти-та.
serguk1
Jan. 3rd, 2018 04:38 pm (UTC)

Я попал в диапазон 40-45 летних... Фильм показалзя затянутым и унылым в стиле производственного соцреализма, задолбаашего в юности. Но картинки с  природой выше всяких похвал.

sokura
Jan. 3rd, 2018 04:50 pm (UTC)
Мне тоже показался затянутым, но по нынешним временам фильм действительно хороший.
redpivot
Jan. 4th, 2018 09:13 pm (UTC)
По книге Олега Куваева "Территория". Книга неповторима. Читана-перечитана много раз. Покруче совпеменных модных детективов. А то, что жизненнее - говорить лишне.

Мне знакома та атмосфера советского крайне-северного авантюризма с детства. Я вырос в ней.
sokura
Jan. 5th, 2018 01:44 am (UTC)
Увы, книгу не читал и всю жизнь в Донецке прожил.
redpivot
Jan. 10th, 2018 07:38 pm (UTC)
При чем тут "прожил в Донецке"? На "материке" как раз такие книги найти было проще.
Мне книга вообще попала без лицевой обложки и без первых пяти страниц, видимо скурили с махоркой. Северный люд как-то не считал обыденное романтикой и отношение было соответствующее - дети войны же. У них другие ценности были.
sokura
Jan. 10th, 2018 08:02 pm (UTC)
Ты читать умеешь? Я написал "и" - это значит, что ни одно из условий выполнено не было.
redpivot
Jan. 10th, 2018 08:07 pm (UTC)
А ты торрентами пользоваться умеешь? )))
sofya1444
Jan. 7th, 2018 12:10 pm (UTC)
У меня тоже очень сильное впечатление от куваевской "Территории". Когда эта книга вышла, я прочитала её одним духом. Она была для меня и, в известном смысле, про меня. Она отвечала всей системе моих ценностей и укрепляла в понимании, что именно они верны. Для меня это вообще был образец, как нужно жить и работать. Собственно, я именно так и старалась всегда действовать. Естественно, масштаб был не тот, но не это было главным - каждый на своём месте действует в силу своих способностей и возможностей.
Фильм не видела. Судя по отдельным кадрам, там усилены акценты личностного характера и это не есть айс.
Мне представляется, что сегодня именно на таких книгах следует воспитывать нашу молодёжь.
redpivot
Jan. 10th, 2018 07:33 pm (UTC)
Фильм не смотрел, и не буду смотреть.

А еще очень сильная повесть "Созвездие гончих псов". Тоже северная жизненная романтика )
sofya1444
Jan. 11th, 2018 01:34 pm (UTC)
В "Территории" никакой романтики нет.
redpivot
Jan. 11th, 2018 07:54 pm (UTC)
У нас разные понятия о романтике. У Вас, возможно, это конфетки-цветочки.
sofya1444
Jan. 12th, 2018 01:52 pm (UTC)
Вы сам с собой говорите, что ли? Я о романтике здесь не упоминала вообще. Романтика не имеет никакого отношения к деланию дел. Мне довелось работать на пусковых объектах и я прекрасно знаю, какие требуются качества для того, чтобы довести систему до ума. Это прежде всего тяжелый безмерный труд и колоссальная ответственность. И никакой сатисфакции. Сам делаешь дело и сам от себя получаешь удовлетворение. Или не получаешь...
А романтика - это когда "Там за туманами..." И в эту игру я в своей жизни сыграла. Это по сравнению с настоящими делами типа запуска ГЭС или отладки системы управления спутниками вообще ничто.

Edited at 2018-01-12 01:53 pm (UTC)
redpivot
Jan. 12th, 2018 07:47 pm (UTC)
Я восхищаюсь Вами.
sofya1444
Jan. 13th, 2018 05:33 am (UTC)
Если восхищаешься, то оставь топор в сторонке и возьми в руки лопату. Хватит воевать, работать нужно.
( 17 comments — Leave a comment )

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Flag Counter
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel