На днях пообщался со специалистом, консультирующим ряд металлургических компаний в ДНР, которые уже год работают под управлением «Внешторгсервиса» (ВТС). Авансом, пока не вышел полноценный материал – вот сжатый пересказ части его экспертной оценки (речь идет о тяжелой промышленности):
Сейчас происходит становление ВТС как управляющей компании, она ведь работает на Донбассе всего лишь год. Главное достижение – хуже не стало. Из проблем: например, Харцызский трубный завод не запустили. Был заказ, но нет пока сырья. Раньше сортамент поставлял «Метинвест», теперь такой сортамент (совокупность видов сырья) предоставить может только Челябинск. А это – «плечо», слишком дорого выходит. Ну и те – знают, для чего нужно, поэтому ценник за заготовки делают высокий. И выходит экономически нецелесообразно.
Несмотря на блокаду, введенную Украиной в марте прошлого года, товары поступают те же, только объезжают - приходят через другую границу. Реальный пример: у собственника было два завода: один на территории Украины, другой на территории Беларуси. Теперь белорусский завод поставляет сюда продукцию, только дороже. Все поставляется с территории РФ. Планируется, что в дальнейшем все будет централизованно поставлять именно ВТС, для своих предприятий он завозит сюда товар и оформляет на себя. То есть, главный удар от блокады – рост ценников.
До введения внешнего управления предприятия не оплачивали, не имели права оплачивать здесь электроэнергию (из-за отсутствия легитимного правового поля). Взаиморасчеты, возможно, и осуществлялись, но по бухгалтерии это невозможно было провести. По бухучету считалось, а по факту – не платили деньги. Но когда есть желание – найдется решение. Например, как работает КП «Вода Донбасса»? Это предприятие, которое на своём официальном сайте указывает: «меняем задвижки в Горловке», про сегодняшний обстрел написали. У них юридический адрес – город Мариуполь, при этом они собирают платежи на территории Украины и ДНР. И к этой компании вопросов ни у кого не возникало. Без воды же невозможно. И нашли точки соприкосновения: как работать, как рассчитываться. Их сотрудники передвигаются через КПП по зеленому коридору.
Катастрофической безвозвратной деградации не произошло. Невозможно закончить инвестиционные проекты, которые были начаты до войны – ввиду неопределенности: что будет дальше. Никто не берет на себя ответственность на годы вперед, тогда как без долгосрочного планирования (на 3-5-10 лет) невозможно развитие. Необходимо нормальное правовое поле, гарантии, бюджет и возможности. Нет правового поля – нет кредитов для инвестиционных проектов, у которых срок окупаемости – минимум 2-3 года. Неопределенность – это то, что давит. Люди не могут принимать решения, которые необходимы. Не могут предприятия выполнять те же капитальные ремонтные работы в условиях, когда непонятно, что будет дальше. Бизнесу нужно спокойствие.
В целом, ВТС лучше управляет активами, чем республика. У ДНР нехватка оборотных средств, не могут наладить сбыт в РФ. А продукция ВТС попадает на территорию России и «растворяется». Куда она дальше идет – остается в РФ или уходит за границу под сертификатами российских заводов – точно неизвестно. Республиканские предприятия пытаются как-то на экспорт выдавать… Не всё получается, не все хотят работать. Чтобы кого-то заинтересовать, несмотря на непризнанность, нужно трудиться с хорошим демпингом. Но сейчас и так, согласно республиканскому отчету, зарплаты по металлургии в ДНР в пять раз ниже, чем на территории РФ.
https://t.me/Sergey_Belous/33
Journal information