sokura (sokura) wrote,
sokura
sokura

Categories:

Фарисейская закваска

https://terrasancta.livejournal.com/49552.html

На Константинопольском соборе 1583 года было сказано:

«Тот кто говорит, что Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечере имел пресный хлеб (без дрожжей) как и у евреев; а не имел квасной хлеб, то есть, хлеб с дрожжами; пусть он далеко отстоит от нас и пусть будет ему анафема; как имеющему еврейские взгляды; и с Аполлинарием и армянами мудрствующему в церкви, и пусть на нём будет двойная анафема».

Выходит, в конце 16-го века православные подвергали анафеме тех, кто записывал Христа в евреи. То есть и католиков, и армян, и прочих «мудрствующих».

И спор об опресноках, с которого как бы начался раскол единой церкви на Западную (папскую) и Восточную, начинает играть совсем другими красками. Понятно, что это никакой не 1053 год, если отзвуки баталий ещё слышны в 1583-м. Но дело-то не в годе и веке, а в сути спора. То, как описывается конфликт в исторической литературе, почти так же правдоподобно, как объяснение русского раскола количеством соединенных пальцев крестящегося.

Тот, кто пользовался облатками (фактически мацой), имел «еврейские взгляды», как довольно четко сформулировали в Константинополе. А тот, кто выступал за квасной патриотизм хлеб, считал, что кое-кто на диком Западе настолько забылся, что ему — анафема.

Таким образом, спор об опресноках — это не о качестве хлеба причастия. В конце концов те же католики согласились, что оба варианта подходящи (Ферраро-Флорентийское наследие в помощь). И раскол произошёл по куда более важной причине. Кое-кто решил приватизировать евангельскую историю и переписать её в нужном ключе. А кто-то ещё сопротивлялся.

Правда, не сильно долго.

И после 1583 года себе таких дерзостей уже не позволял.

Ну, почти не позволял...
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments