sokura (sokura) wrote,
sokura
sokura

Category:

Станислав Тарасов о ситуации на Кавказе (две статьи)

Автор: Станислав Тарасов, историк, политолог, эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа, эксперт ИА REX

Вашингтон на осень запланировал «кавказский взрыв»

Источник: http://www.iarex.ru/articles/48248.html



Эрдоган может опоздать в евразийский экспресс

Как сообщает сайт президента России, по инициативе турецкой стороны состоялся телефонный разговор Владимира Путина с премьер-министром Турецкой Республики Реджепом Тайипом Эрдоганом. В ходе разговора лидеры двух стран «обстоятельно обсудили актуальные международные вопросы и перспективы развития двусторонних отношений». Прежде всего, был отмечен стратегический характер успешно развивающегося российско-турецкого сотрудничества, а также состоялся обмен мнениями в связи с ситуацией на Украине «в контексте состоявшихся президентских выборов». В этой связи Путин выразил «серьёзную озабоченность продолжающейся карательной операцией киевских властей на юго-востоке страны», и выразил надежду на то, что «новое руководство Украины прекратит силовые действия против гражданского населения и перейдёт к налаживанию прямого диалога с представителями регионов».

В свою очередь Эрдоган «положительно оценил принятые президентом России решения по улучшению положения крымско-татарского населения, по обеспечению его полноценного участия в общественно-политической жизни Крыма». Помимо этого была также обсуждена ситуация в Сирии. При этом Путин и Эрдоган «признали недопустимость каких-либо контактов с радикальными группами, особенно связанными с «Аль-Каидой», и необходимость их нейтрализации, отметили безальтернативность урегулирования внутрисирийского конфликта политическими средствами».

За этими протокольными фразами трудно угадать главный мотив, побудивший Эрдогана выходить на телефонный контакт с Москвой. Бросается в глаза то, что турецкая сторона вышла на Россию после саммита в Астане тройки Россия-Белоруссия-Казахстан, которая подписала Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). ) Предусматривается, что будет зона свободной торговли между Европой и Азией, к чему имеет прямое географическое отношение и Турция. При этом стороны отметили, что двери в Евразийский союз открыли не только страны постсоветского пространства.

Напомним, что ранее президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сообщал, что о своем желании вступить в союз выразила и Турция. Но в Астане он не вернулся к этой теме, хотя говорилось о возможном налаживании сотрудничества с ЕАЭС таких государств, как Израиль и Индия.

Страны – участники союза гарантируют свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики - в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, Турции, выстраивающей свою политику на основе двухсторонних отношений, придется менять свою политику. Помимо этого, учитывая то, что в ближайшее время членом ЕАЭС станет Армения, то ее границы с Турцией меняют свою национальную характеристику, становятся границей с союзом, несмотря на то, что она будет сохранять свой политический суверенитет. С этим фактором Анкаре придется считаться хотя бы потому, что, как пишет газета Zaman, «в связи с изменениями, происходящими в европарламенте после выборов, в результате которых усилились позиции евроспектиков, Турция в ближайшие пять лет лишена перспективы стать членом ЕС». В то время, как формирование крупнейшего общего рынка , охватывающего 170 миллионов человек, для Турции представляет повышенный интерес. Но пикантность ситуации как раз в том, что Турция в случае проявлении своего желания вступить в ЕАЭС нужно будет заручиться согласием Армении. Напомним, что ранее, при обсуждении проблемы подписания Арменией соглашения по Ассоциации с ЕС, президент Серж Саргсян обусловливал это необходимостью открытия границ между Турцией и Арменией. Анкара не пошла на такой шаг. Теперь такое может произойти, но под давлением уже других обстоятельств.

Дело в том, что Запад атакует с одних позиций главу правительства Турции Эрдогана и президента Азербайджана Ильхама Алиева. Анкару обвиняют в «отходе от европейских ценностей и эволюции к формированию авторитарного режима». Эта страна перманентно переходит из одного политического кризиса в другой. Эрдоган заявляет, что недавний коррупционный скандал был «инспирирован внешними силами», которые выступают с целью « ослабить правительство и осуществить государственный переворот». А недавно посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар пригрозил уже и Баку майданом. Похоже, что все дело в том, что США и их западные партнеры разочарованны тем, что им не удалось создать в Турции, как и в странах Закавказья по своему образцу «демократические режимы», и концепция, по выражению газеты Zaman, «Pytiland побеждает».

Если анализировать российско-турецкие отношения, то невооруженным глазом можно заметить, что они имеют противоречия, как на кавказском, сирийском, а сейчас и украинском направлениях. Конечно, Москва и Анкара имеет свою интерпретацию событий, и пока не намерены отказываться от декларируемого стратегического партнерства. В то же время политические лидеры Турции постоянно заявляют о статусе Турции в качестве региональной державы, и имеют на то право, так как Турция сегодня действительно не та, какой была еще 10 лет назад. Тем не менее, фактом является и то, что следование Турции в строгом фарватере Запада вынуждает ее сопоставлять свою самооценку уже не с Брюсселем, а с Астаной.

Если возвращаться к телефонному разговору Эрдогана с Путиным, то уместно напомнить, что в Конгресс США был внесён «Акт о предотвращении агрессии со стороны России от 2014 года», который предусматривает санкций против России .По оценке экспертов, роль Турции в этом сценарии отводится на создание зоны дестабилизации в приграничных районах России. Теперь в нее затягивают Азербайджан. Ереван, вступая в Евразийский союз, прикрыл свои тылы . По мнению многих экспертов, уже осенью нынешнего года стоит ожидать «кавказского взрыва».


Теперь любой шаг Баку может стать ошибкой

Источник: http://www.iarex.ru/articles/48268.html



Состоится ли саммит Алиев- Саргсян в Париже по Карабаху

Посол Франции в Азербайджане Паскаль Монье сообщил, что президент Франции Франсуа Олланд выдвинул «конкретные предложения по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, которые президенты Армении и Азербайджана могут обсудить во Франции». По словам дипломата, Олланд готов принять президентов Азербайджана и Армении совместно с сопредседателями Минской группы ОБСЕ во Франции. «Мы верны цели достижения мира между Арменией и Азербайджаном и хотим создать такие условия, чтобы две страны в будущем жили в условиях не войны, а мира», - подчеркнул Монье, хотя отказался уточнять , о каких «конкретных предложениях» по карабахскому урегулированию ведется речь.

Напомним, что ранее о шести принципах урегулирования, которые по сути совпадают с известными Мадридскими принципами, заявлял американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ(МГ ОБСЕ) Джеймс Уорлик. Первоначально он предлагал подключить к переговорному процессу Степанакерт, затем изложил системный подход к урегулированию конфликта: расчленение проблемы на все части - собственно Карабах и оккупированные азербайджанские районы. Но Азербайджан негативно отреагировал на «ходы» Уорлика, а МИД этой страны публично выразил ему политическое недоверие. Даже несмотря на то, что авторитетный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, старший исследователь Монтерейской программы исследований терроризма Гордон Хан пытался убедить Баку в том, что « США активизировались на Карабахском урегулировании с целью надавить на Армению и вытащить ее из пасти России», и что «Уорлик хочет показать Баку, что ключи от Карабахского конфликта попали в руки Белого дома».

В дальнейшем Уорлик ни на йоту не отступил от занятой позиции. На днях он выразил надежду, что «путь для встречи президентов Азербайджана и Армении будет найден в скором времени», и что «для скорейшего начала работы над содержанием переговоров он с нетерпением ждет встречи с руководством Азербайджана либо в регионе, либо в другом месте». Это наводит на мысль о существовании определенного сценария по карабахскому урегулированию, детали которого будут уточняться или изучаться на саммите Алиев - Саргсян.

То, что президент Франции Олланд предложил провести этот саммит на территории своей страны, вписывается в изложенный контекст. К тому же министр иностранных дел Армении, экс-посол Армении во Франции Эдвард Налбандян подтвердил, «что процесс переговоров по урегулированию нагорно-карабахского противостояния продолжается в стандартном русле», то есть продолжает действовать механизм Минской группы ОБСЕ ( МГ ОБСЕ), и, по словам Налбандяна, «следует принимать во внимание заявления руководителей стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, именно отмеченные там принципы урегулирования считаются предложениями МГ ОБСЕ».

Интрига только в том, что остается неизвестным, являются ли «конкретные предложения» Парижа по карабахскому урегулированию продолжением сценария Вашингтона, или Франция пошла на перехват дипломатической инициативы на этом направлении у США. Напомним, что после провала летом саммита 2011 года в Казани саммита Алиев - Саргсян при посредничестве президента России Дмитрия Медведева тогдашний глава МИД Франции Ален Жюппе уже говорил о том, что «Париж представит Баку и Еревану дополнительные предложения по Карабаху». Увы, они не были тогда даже озвучены. Но когда Жюппе на докладе в парламенте заявлял, что в карабахском вопросе «основным принципом должно быть право нации на самоопределение», ход мыслей и планируемых действий Парижа выглядел очевидным. На наш взгляд, и сейчас президент Олланд, выдвигая конкретные предложения по карабахскому урегулированию, в целом действует в парадигме Мадридских принципов, что, видимо, было изложено президенту Азербайджану Ильхаму Алиеву во время недавнего визита главы Франции в Баку. Первая реакция Баку на это была проявлена в отзыве властями уже выданной визы вице-президенту ПАСЕ, французскому депутату Рене Руке для участия на заседании Бюро и Постоянного комитета ПАСЕ. Затем последовало выступление Алиева по случаю Дня Республики Азербайджана, которое больше напоминало диалог с необозначенными партнерами. «Территориальная целостность стран не является темой споров, в том числе территориальная целостность Азербайджана не является темой споров. - говорил Алиев. - Конфликт должен быть урегулирован на основе четырех резолюций Совета Безопасности ООН. Другого варианта урегулирования нет. Мы не позволим создать на нашей территории второе надуманное армянское государство. Никогда самопровозглашенному Нагорному Карабаху не будет предоставлено никакого правового статуса».

Вскоре на это отреагировала представитель госдепа США Джен Псаки. Она квалифицировала заявление Алиева как «провокационное и радикальное», которое противоречит принципам США, увеличивает напряжение в регионе и вредит мирному процессу. По ее словам, «как сопредседатель МГ ОБСЕ, мы подтверждаем свою готовность оказать содействие сторонам в мирном урегулировании карабахского конфликта», и что «в совместных заявлениях президентов стран-сопредседателей МГ ОБСЕ 2009-2013 гг. четко отмечается, что в основе мирного урегулирования должны лежать устав ООН и Заключительный Хельсинкский акт, в частности, принципы неприменения силы, территориальной целостности и права наций на самоопределение».

Отсюда следуют выводы. Западные сопредседатели МГ ОБСЕ, при тактике Москвы действовать «по умолчанию», оказывают мощное давление на Баку и ведут «мягкое наступление» на Ереван, требуя принять «Мадридские принципы» как можно быстрее. При этом американская дипломатия обыгрывает украинский сценарий с другой стороны: обсуждает вероятность майданного сценария в Баку, о чем недавно сделал заявление посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар. Кстати, в этом ключе действует и Лондон. Так недавно назначенный спецпредставителем по торговым вопросам между Азербайджаном и Великобританией лорд Килклуней заявил, что «МГ ОБСЕ является препятствием в урегулировании нагорно-карабахского конфликта» потому, что «руководят Минской группой США, Россия и Франции - государства, которые действуют не в интересах Азербайджана». Но, по его же словам, пока «сложно говорить что-либо о каком-то новом формате урегулирования конфликта».

Что же касается принятых Советом безопасности ООН четырёх резолюций по Карабаху, то, по оценке авторитетных экспертов, все четыре резолюции по этому конфликту (822, 853, 874 и 884) были приняты в разгар войны в Карабахе: с 30 апреля по 12 ноября 1993 года. К тому же «сам Азербайджан до сих пор не выполнил ни одного пункта из четырех карабахских резолюций СБ ООН», выхватывая из них только тезисы «немедленного, полного и даже безоговорочного вывода оккупационных сил из районов, занятых армяно-карабахскими войсками, и возвращения вынужденных переселенцев», игнорируя при этом проблему статуса Карабаха.

Пока же мы наблюдаем демонстрацию серьезных просчетов дипломатии Алиева, на которого стали сыпаться политические удары со стороны тех сил, которые он долгие годы относил к союзным. Сможет ли он в условиях обострения борьбы вокруг судьбы Карабаха остаться в русле мирного, а не силового сценария урегулирования проблемы? Алиева подталкивают к какому-то серьезному решению, создают для него ситуацию, при которой каждый из дальнейших шагов может стать ошибочным или роковым.
Subscribe

promo veldyaksov 09:59, yesterday 5
Buy for 20 tokens
Я недавно прочитал 2 статьи: 1. Иманбек Зейкенов, 19-ти летний железнодорожник сделал ремикс на трек Roses, который стал популярный по всему миру. Музыке учился сам и по видео с Ютуба. В 2021 году Иманбек записал ремикс с Rita Ora и получил Грэмми. 2. Русский графический дизайнер Никанор…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments